Положение о структурном подразделении организации

Положения о структурных подразделениях (департаментах, отделах, дирекциях) закрепляют распределение «ролей» и функций между подразделениями внутри одной организации. Они не являются обязательным документом с точки зрения трудового законодательства, но помогают решать многие вопросы, связанные с организационным строительством.
В любом случае при разработке положения необходимо исходить из того, что в нем должны быть указаны:
— место в структуре организации (самостоятельное подразделение или входит в состав департамента, управления и т.д.),
— какими документами в своей деятельности руководствуется (федеральными законами, Уставом, другими документами предприятия),
— структура подразделения,
— непосредственный руководитель подразделения,
— основные задачи подразделения,
— функции, права, ответственность подразделения.
Положение о структурном подразделении должно содержать следующие реквизиты:
1. Наименование организации.
2. Наименование документа.
3. Дату и номер.
4. Заголовок к тексту (наименование структурного подразделения).
5. Гриф утверждения.
6. Текст.
7. Подпись разработчика.
8. Визы согласования (если положение подлежит внешнему согласованию, то и гриф согласования).
Положение визируется руководителем подразделения и утверждается руководителем организации.
Порядок подготовки проекта положения (правил, инструкции) соответствует общему порядку подготовки проектов нормативных актов.
Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на общем бланке организации. Однако если проект положения (правил, инструкции) утверждается распорядительным документом, то положение (правила, инструкция) печатается на стандартном листе бумаги формата А4.
Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».
Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос «О чем?».
Одним из самых простых является макет, в котором выделяются разделы:
1. Общие положения.
2. Основные задачи подразделения.
3. Функции подразделения.
Также в макетах положений можно встретить следующие блоки:
1. Организационная структура подразделения.
2. Права подразделения.
3. Взаимоотношения (служебные связи) подразделения с другими подразделениями.
4. Ответственность подразделения.
Положение должны согласовать:
руководитель отдела, для которого составлено положение;
главный юрист (для правовой экспертизы положения);
главный бухгалтер (для контроля финансовых моментов);
начальник отдела кадров (для контроля вопросов, связанных с управлением персоналом).
После согласования положение отправляется на подпись к генеральному директору. Издается обычный приказ по основной деятельности «Об утверждении и введении в действие положения о службе ДОУ», и с этого момента положение является полноценным локальным нормативным актом.
После утверждения необходимо положением нужно ознакомить работников службы ДОУ. Лист ознакомления целесообразно поместить в конец документа.
Изменения в положение вносятся путем издания приказа по основной деятельности. Все положения о структурных подразделениях нужно проверять ежегодно, ведь в отделе может измениться штатная структура или функционал.
Образец положения о канцелярии скачать тут.
Образец положения об отделе снабжения скачать тут.