Формуляр, бланки, реквизиты документов предприятия

Формуляр, бланки, реквизиты документов предприятия

ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает два стандартных формата бланков документов – А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм). В делопроизводстве также находит применение формат А3 (297 х 420 мм), используемый для подготовки больших таблиц, диаграмм, схем в качестве приложений к различным видам документов – письмам, постановлениям и др.
Бланки документов следует изготавливать на плотной белой бумаге или бумаге светлых тонов.
Согласно ГОСТ Р 6.30-2003, каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее:
20 мм – левое;
10 мм – правое;
20 мм – верхнее;
20 мм – нижнее.
Стандартом установлены следующие виды бланков документов:
— общий бланк;
— бланк письма;
— бланк конкретного вида документа.
Требования к оформлению бланков
Бланки документов, как уже было сказано, следует изготавливать на плотной белой бумаге или бумаге светлых тонов (плотность не менее 80 г/м², белизна – не менее 90 %).бумага должна быть достаточно прочной. Воспроизведение реквизитов на бланках производится типографическим способом.
При изготовлении бланков размеры шрифтов выбирают в зависимости от количества печатных знаков в реквизите. Более крупным шрифтом выделяют наименование организаций и видов документов. При этом следует соблюдать следующие правила: простое и удобное их расположение, соблюдение пропорций между толщиной линий типографского набора и компьютерного текста.
Бланки следует печатать красками насыщенного цвета, обеспечивающими незатруднительное чтение текста в удовлетворительных условиях помещения и получение качественных копий с помощью копировальной техники.
ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает определенные требования к размещению на бланке постоянных реквизитов и ограничительных отметок.
В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков – угловой и продольный бланки.
Реквизит 01 «Государственный герб Российской Федерации» (02 или 03 «Эмблема организации или товарный знак») располагают над серединой реквизита 08 «Наименование организации». Реквизит 03 допускается располагать на уровне реквизита 08.
Реквизиты 08 «Наименование организации», 09 «Справочные данные об организации», 10 «Наименование вида документа», 14 «Место составления или издания документа», а также ограничительные отметки для реквизитов 11 «Дата документа», 12 «Регистрационный номер документа», 13 «Ссылка на регистрационный номер и дату документа» в пределах границ зон расположения реквизитов размещают одним из способов:
· центрированным (начало и конец каждой строки реквизитов равно удалены от границ зоны расположения реквизитов);

· угловым (каждая строка реквизитов начинается от левой границы зоны расположения реквизитов).

Хотя стандарт признает оба варианта расположения постоянных реквизитов на бланке организации равноправными, т.е. организация может выбирать любой из них, в пользу угловой формы можно привести следующие аргументы:
 угловое расположение позволяет вашим бланкам выглядеть в большой степени соответствующими международному стандарту ИСО;
 угловое расположение ближе нам исторически: в годы советской власти бедные организации типа сельсоветов не могли себе позволить заказать бланки в типографии, поэтому изготавливали так называемый «угловой штамп», на котором размещались постоянные реквизиты. Разместив оттиск углового штампа в углу любого листа бумаги, например, из обычной школьной тетради, этот листок превращали в бланк документа;
 угловое расположение постоянных реквизитов создает возможность использовать конверты с прозрачным окошком, прорезанным напротив реквизитов 08 и 09 (наименование организации-автора документа и ее почтовый адрес), при этом расположение этих реквизитов на конверте будет соответствовать требованиям почтовых Правил.
При изготовлении документов на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы.
Бланки с гербами РФ и субъектов РФ подлежат строгому учету и регистрации.
Формуляр(схема расположения реквизитов) для наиболее широко применяемого формата бумаги А4 при угловом и продольном размещении постоянных реквизитов (составляющих «штамп» документа) приведены на рис. 5,6.
На рисунках цифрами от 01 до 30 обозначены реквизиты в границах зон, очерченных штриховыми линиями. Использование штриховых линий символизирует возможность некоторого перемещения реквизитов в площади формата. Такие перемещения в основном связаны с колебаниями числа строк текста (реквизит 20).
Все поле формата, кроме разбиения на зоны размещения реквизитов, условно разделяют на три части: служебное поле документа, поле для размещения реквизитов углового или продольного штампов и рабочее поле документа.
Служебным полем документа является часть площади формата, предназначенная для полей документа и закрепления его в средствах хранения. Поле для размещения углового штампа располагается в левом верхнем углу формата или в верхней его части при продольном варианте расположения штампа. Остальная – большая часть площади формата – составляет рабочее поле документа.