Служебная переписка на предприятии

Служебная переписка организации является носителем определенной информации и является правовым документом.

     Письмо — обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т.д. рекомендуется.  

     Подготовка письма включает следующие стадии:

—  изучение существа вопроса;

—  сбор необходимых сведений, в т.ч. из предыдущей переписки;

—  подготовка проекта письма;

—  согласование проекта (при необходимости);

—  подписание руководителем.

Проекты писем готовятся исполнителями по поручению руководителя предприятия. Письма оформляются на бланке письма. Деловое письмо оформляют как минимум в двух экземплярах. Первый экземпляр составляют на бланке и отсылают адресату, второй (копия) распечатывается на чистом листе бумаги и подшивается в дело как свидетельство выполненной работы и в дальнейшем используется при необходимости как информационно-справочный материал. Составление текста письма и его оформление требуют творческого подхода. Каждый руководитель и каждый специалист должен быть не только компетентным в своей области деятельности, но и способным формулировать свои мысли и оформлять их в рамках требований нормативных документов.

Письмо должно имеет реквизиты:

  1. Наименование организации и ее справочные данные;
  2. дата, регистрационный номер;
  3. ссылка на дату и номер полученного письма (в письмах-ответах);
  4. адресат;
  5. заголовок  к тексту (отвечающий на вопрос «о чем?»);
  6. текст;
  7. отметка о наличии приложений;
  8. подпись;
  9. отметка об исполнителе.

      В письмах название вида документа не указывается, за исключением гарантийного письма.

Текст письма должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным. Необходимо придерживаться доброжелательного и вежливого тона, использование языковых формулировок, сложившихся в управленческой практике. Текст письма, как правило, не превышает одной страницы. Факты и события должны представляться объективно, а все стороны излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно. В переписке используется следующие формы изложения:

  1. от первого лица единственного числа (прошу);
  2. от первого лица множественного числа (просим);
  3. от третьего лица единственного числа (организация просит);
  4. от третьего лица множественного лица ( трудовой коллектив просит);

 Текст письма чаще всего состоит из вводной части и основной.

Во вводной части указываются причины, вызвавшие составление письма, сопровождаемые ссылками на факты, даты, документы, например:

—   «Согласно контракту № 24 нами получена 26.01.2008 партия № 3 телевизоров «Sony», в которой обнаружен 1 (Один) телевизор в поврежденной коробке  (коммерческий акт от … № …)…».

В основной части письма формулируется его основная цель (предложение, отказ, просьба, гарантия и т. п.), например:  «Просим в течение 10 банковских дней заменить поврежден­ный при транспортировке телевизор».

Служебная переписка включает много видов и  разновидностей служебных писем

     Письмо-просьба.   Излагая какую-либо просьбу, необходимо подчеркнуть заинтересованность в ее исполнении и заранее выразить благодарность  за усилие по ее исполнению. Такое письмо, как правило, начинается со слов:

  1. Просим оказать содействие…
  2. Прошу Вас…
  3. Просим принять участие…
  4. Прошу довести до сведения…
  5. Просим выслать в наш адрес…

      Письмо-запрос — представляет собой  обращение  с просьбой дать информацию о каких-либо данных или услугах. В письме используются выражения:

  1. Просим предоставить…
  2. Просим отразить следующие вопросы…

      Письмо-предложение  содержит заявление о желании сотрудничать. Используются выражения:

  1. Прошу высказать Ваше мнение о…
  2. Прошу Вас дать поручение разработать…
  3. Просим Вас выразить письменную поддержку…
  4. Надеемся на плодотворное сотрудничество…

      Сопроводительное письмо сообщает факт отправки прилагаемых к этому письму документов или материальных ценностей.  Обычно начинается со слов:

  1. Направляем информацию…
  2. Представляем на утверждение…
  3. Посылаем литературу…
  4. Высылаем план…

      Гарантийное письмо — составляется с целью подтверждения определенных обещаний или условий, как правило, заверяется печатью организации. Может содержать следующие фразы:

  1. Оплату гарантируем…
  2. Качество услуг гарантируем…
  3. Предприятие гарантирует…

      Письмо-подтверждение – направляется для подтверждения получения документов и материальных ценностей. В случае необходимости приводится краткий перечень полученных документов  и ценностей. Ключевым словом в таком письме является слово «Подтверждаем».
Эти письма начинают так:

  1. Подтверждаем…
  2. Организация подтверждает…
  3. С благодарностью подтверждаем…

      Письмо-извещение – сообщает или подтверждает что-либо. Обычно они являются ответом и начинаются со слов:

  1. Сообщаем…
  2. Доводим до вашего сведения…
  3. Ставим Вас в известность…

      Письмо–напоминание следует направлять тогда, когда не удается с помощью телефонных переговоров или личного контакта получить необходимый ответ. В этих письмах используются такие модели:

  1. Напоминаем, что…
  2. Напоминаем Вам, что…

      Письмо-приглашение и письмо–поздравление — может адресоваться конкретному должностному лицу или нескольким лицам. Они могут начинаться словами:

  1. Просим принять участие…
  2. Приглашаем Вас на …
  3. Просим направить представителя…
  4. Поздравляем Вас…
  5. Сердечно поздравляем Вас…

Эти письма могут оформляться на любом формате, с использование любого шрифта и цвета.

Циркулярные письма — это письма от вышестоящей организации. Как правило, они носят распорядительный характер. Письма оформляются не менее чем в 2-х экземплярах.